Торговый путь из Китая в Европу помирит республики Закавказья

zakavkazskaya-magistral-776-4504649

В преддверии очередных Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье директор Делового клуба ШОС Денис Тюрин заявил: «именно в экономике лежит путь к политическому урегулированию в регионе». Но хватит ли лидерам закавказских государств одной лишь экономической мотивации, чтобы покончить со взаимными претензиями? Насколько реально региону стать «торговым мостом» между Европой и Азией?

Перенаправление потоков

Как заявляет эксперт, через Закавказье могут идти значительные грузопотоки из России, а также стран Северной и Центральной Европы в сторону государств Ближнего Востока, Персидского залива и Южной Азии. Разумеется, грузопотоки могут идти и в обратном направлении. Но странам Закавказья получать дивиденды от своего географического положения мешают нестабильность в регионе и конкуренция со стороны Турции, которая желает единолично играть роль ворот между Европой и Азией (как минимум Юго-Западной её части).

Казалось бы, конкурировать с Турцией практически нереально, в силу ее более мощного экономического развития все грузопотоки априори должны идти преимущественно через эту страну. Однако за последний год руководство Турецкой республики сделало немало, чтобы путь через страну стал потенциально опасным: заигрывало с ДАИШ (запрещенная в России террористическая организация), прибегло к силовому пути решения курдского вопроса, всячески подавляло любую критику со стороны своих граждан. Всё это может в конечном счёте сделать турецкий транзит непривлекательным для мирового бизнеса. И тогда страны Закавказья получат свой шанс, но вот смогут ли они им воспользоваться?

Давайте посмотрим, какие устремления имеются у закавказских республик и как их можно привести к общему знаменателю?

Абхазия

Пожалуй, основная цель республики на данном этапе — официальное признание. План минимум — закрепление взаимных обязательств с Грузией о ненападении. В настоящий момент республикапризнана шестью странами-членами ООН, в том числе и Россией.

Южная Осетия

В планах у Южной Осетии не только получение всемирного признания в качестве независимой республики, но и вхождение в состав Российской Федерации. Об этом неоднократно заявляли власти страны, да и результаты референдумов такое стремление подтверждают.

Грузия

Несмотря на то, что «герой», развязавший конфликт 2008 года сейчас строит демократию в другом государстве, Грузия остаётся во многом прозападной страной. Это закавказское государство стремится в ЕС и НАТО, участвует во всевозможных антироссийских форумах. Рассчитывать, что в нынешних условиях Грузия резко поменяет своё отношение к России, Абхазии и Южной Осетии трудно. Грузия по-прежнему рассматривает Южную Осетию и Абхазию как свои территории, хотя Михаил Саакашвили, а чуть ранее Звиад Гамсахурдия сделали все возможное, чтобы осетины с абхазами больше не захотели жить в составе этой страны.

Нынешняя позиция Грузии не способствует становлению Закавказья в качестве торговой магистрали между Европой и Азией. И вряд ли какие-то возможные дивиденды смогут простимулирвовать власти Грузии пойти на мировую или хотя бы дать гарантии ненападения на Абхазию и Южную Осетию.

Однако не стоит нивелировать имеющийся в регионе фактор внешней угрозы, который может достаточно быстро привести грузинских лидеров в чувство и сделать их более прагматичными и сговорчивыми. Потенциальных угроз для Грузии множество: это и беспорядки в Турции, которые при слабой защите границ могут перекинуться на ее территорию, и неоосманские амбиции турецких политиков, и экспансия ДАИШ — Закавказье полностью входит в сферу интересов террористического халифата.

Сегодня кажется фантастикой, что Грузия может обратиться за военной помощью к России, ведь у них для этого есть целый Запад. Правда, никаких серьёзных обязательств у Запада перед Грузией нет, и если по какой-то причине «партнёры» решат поддержать руководство закавказской республики только морально, то у страны останется останется только 2 выхода: полагаться на свои силы, что для 75-й армии мира достаточно опрометчиво, или, превозмогая гордость, попросить помощи у некогда братской России.

Есть ещё, конечно, вариант обратиться за помощью к Украине с ее «сильнейшей армией в Европе», но серьёзно его рассматривать, пожалуй, не стоит.

Другой вопрос — станет ли помогать Россия не самому дружественному соседу?

Если власти Грузии гарантируют выполнение ряда условий, почему бы и нет, ВКС могут упражняться не только в небе над Сирией. В любом случае безопасность на южных рубежах нам необходима. А о какой безопасности можно будет говорить, если хаос перебросится в Грузию, непосредственно к границам России? Кроме того, РФ получит приятный бонус в виде гипотетического снятия претензий Грузии в отношении Южной Осетии и Абхазии и закрытия вопроса о вхождении в НАТО.

После этого логичным шагом со стороны грузинского руководства станет вступление в ЕАЭС — взамен эфемерному стремлению к европейской мечте. Но это уже дело добровольное. Логично, что в таком случае Закавказскому транзиту взаимоотношения Грузии со своими бывшими республиками угрожать уже не будут.

Можно ли добиться этого без вмешательства внешних сил? Теоретически да. Для этого и проводятся всевозможные Женевские дискуссии, призванные найти точки соприкосновений и наконец-то договориться о нормализации отношений. Но, к сожалению, экономическая выгода не действует на политиков так эффективно, как военная угроза. И даже если решить проблему взаимоотношений Грузии со своими бывшими автономиями удастся, не стоит забывать, что в Закавказье есть ещё один крайне болезненный вопрос.

Армения, Азербайджан и Нагорно-Карабахская Республика

Вопрос касается взаимоотношений между Арменией, Азербайджаном и Нагорно-Карабахской Республики, которую стремятся контролировать обе страны. Силовой вариант решения имеющейся проблемы вполне возможен, но на любом конструктивном взаимодействии закавказских республик он поставит крест на долгие годы.

Вести конструктивные обсуждения этой проблемы сторонам также сложно, но всё же шанс на примирение они оставляют куда больший. Армения уже входит в ЕАЭС и ОДКБ, если к евразийской интеграции удастся подключить и Азербайджан, то вероятность возобновления конфликта будет сведена к минимуму. На сегодняшний день для того, чтобы урегулировать имеющиеся между сторонами противоречия прилагается максимум дипломатических усилий, и, вполне возможно, результат не заставит себя долго ждать.

В этом случае можно будет говорить, что на пути Закавказской магистрали не возникнет опасных точек и регион сможет получать серьёзные дивиденды от своего географического положения.

Стоит понимать, что Закавказская магистраль будет выгодна и для России. Во-первых, поток товаров будет идти в том числе и через нашу страну. Во-вторых, путем мирного решение конфликтов Закавказья минимизируется и угроза для нашей страны, которая вполне вероятно может возникнуть с этого направления. В-третьих, разрешение закавказских противоречий при посредничестве России автоматически означают рост влияния нашей страны в регионе.

Удастся ли сторонам найти общий язык, покажет будущее. Сейчас же можно говорить с уверенностью лишь о том, что проект Закавказской магистрали действительно является хорошим стимулом для улучшения взаимоотношений между всеми Закавказскими республиками. 
Посмотреть полностью: 

 

Перейти к верхней панели